Каждый предприниматель имеет право на защиту своих интересов перед силовыми и контролирующими органами.
Помощь при проверках
По роду предпринимательской деятельности всем приходится сталкиваться с контролирующими и правоохранительными органами, которые хотя и называются таковыми, но не всегда выступают в роли защитника наших прав. В основном их работа направлена на контролирование различных аспектов Вашей деятельности, сбор информации и доказательств, выявляющих и подтверждающих вину «нарушителя», с целью последующего его привлечения к ответственности.
Общение с представителями этих организаций не приносит удовольствия и сводится к тому, что нас пытаются уличить в каком-либо правонарушении, а мы в свою очередь уже заранее чувствуем себя виноватыми и стараемся любыми средствами и способами прекратить данный процесс.
Для того чтобы такие ситуации возникали как можно реже, а если и возникали, то заканчивались как можно быстрее и безболезненнее, необходимо знать свои права, а также права и обязанности представителей тех самых органов. В более сложных ситуациях, или если процесс проверки зашел слишком далеко, стал неконтролируемым и вызывает опасения, разумно воспользоваться помощью приглашенного адвоката.
Вам могут быть предоставлены следующие услуги:
- выезд в Вашу организацию при внезапной проверке (если Вы находитесь на абонентском обслуживании в любое время, если обратились впервые, то адвокат прибудет как только освободиться);
- консультирование по телефону о надлежащем поведении до приезда адвоката;
- разъяснение Ваших прав и обязанностей, а также прав и обязанностей представителей правоохранительных органов (устно/письменно на приеме);
- анализ сложившейся ситуации, документов и запросов, полученных от проверяющих органов;
- разработка конкретных рекомендаций и правил поведения в ходе проверки для руководства и персонала непосредственно в Вашем офисе;
- личное участие в проведении первоначального осмотра и изъятия Ваших документов;
- подготовка ответов на запросы проверяющих органов, а также обжалование их действий;
- представление интересов при вызове в правоохранительные и контролирующие органы;
- разработка комплекса мер по защите Вашей фирмы и Ваших прав, с учетом внутренних процедур работы проверяющих органов, и аспектов, существенно влияющих на ход и результаты их работы.
- сбор информации, в том числе выяснение причин проведения проверки и намерений проверяющих органов;
- урегулирование конфликтной ситуации с правоохранительными органами.
ЧТО ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ, ЕСЛИ ВЫ НЕ ИМЕЕТЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЗВАТЬ АДВОКАТА И ДО ЕГО ПРИЕЗДА:
1. Поздоровайтесь и включите диктофон, а еще лучше видеокамеру (даже мобильного телефона), поручив съемку одному из своих сотрудников. Включив диктофон, делайте запись в открытую. Произнесите: «Господа проверяющие, одну секунду. Это диктофон, он включен. Пожалуйста, говорите».
1.1. Если Вы боитесь включать диктофон и записывать на него все происходящее, то назначьте (приставьте) к каждому проверяющему по одному своему сотруднику с планшеткой и бумагой, и пусть он записывает каждое действие, каждый шаг, каждое слово проверяющих. Записывать необходимо открыто и ровно то, что происходит и (или) говорится, без своих выводов и комментариев. При необходимости покажите проверяющему то, что вы записываете.
1.2. Если Вы и это боитесь сделать, тогда пусть «приставленные» сотрудники запоминают все, что происходит и говорится. Помните: Штатные сотрудники настолько «рассудительны», что думают, будто эти представители проверяющих присутствуют здесь в силу необходимости, или выполняют какую-то полезную функцию, или что им можно что-то доказать. Однако «не бывает хороших агентов властей или подавляющих групп. Чем дольше вы стараетесь быть с ними любезными, тем хуже для Вас. И чем скорее Вы поймете это, тем счастливее будете».
2. Попросите проверяющих показать удостоверения личности. Они обязаны это сделать, при этом держа удостоверения в руках на расстоянии, доступном Вам для чтения.
3. Перепишите все данные удостоверений каждого сотрудника. Не забудьте переписать название органа, выдавшего удостоверение, и срок, до которого оно действует. Помните: Часто на проверку приходят «залетные» товарищи, «перепутавшие» территорию для проверки. Иногда приходят на проверку с удостоверениями, в которых просрочен срок действия. Таким товарищам спокойно предложите покинуть помещение.
4. Попросите предъявить постановление на проведение проверки.
5. Сделайте копию постановления на проведение проверки.
6. Сравните Ф. И. О проверяющих из удостоверений с данными, указанными в постановлении. Часто бывает, что на проверку приходят «лишние» сотрудники, не указанные в постановлении. Таким также предложите покинуть помещение.
7. Предъявить свои документы (паспорта). Директор также может предъявить протокол собрания участников (учредителей) о назначении его директором. Не будет ничего страшного, если Вы предъявите договор аренды помещения и нотариально заверенные копии учредительных документов. Пожалуйста, держите подлинники учредительных документов вне офиса. Для госорганов вполне достаточно нотариально заверенных копий.
8. Попросите у проверяющих номер телефона начальника, который их послал на проверку и позвоните ему. Выясните, действительно ли он направлял на Ваше предприятие проверку. Обычно они дают номер телефона дежурной части. Помните: Минимум 30 процентов постановлений на проведение проверки полностью липовые, то есть они выписаны самими операми. Еще процентов 20 постановлений действительно подписывались начальником, но, так же, как и в первом случае, не регистрировались в журнале проверок в УВД.
9. Дайте проверяющим книгу контрольных проверок (если она есть) и пусть они самолично запишут себя в эту книгу.
10. Проверьте правильность составления (содержания) постановления в соответствии с существующими законами. Форма постановления дана в виде приложений к приказам МВД России от 16.03.2004 №177 и от 02.08.2005 №636.
11. Если у проверяющих все верно с документами, нужно показать им запрашиваемые ими документы. Если Вы обнаружили, что проверять Ваше предприятие они не вправе, предложить им прекратить (не начинать) проверку и покинуть помещение. Если они откажутся покинуть помещение, то выполняйте их требования. В бизнесе бывают разные ситуации и здесь нужно проявлять разумность в предоставлении документов и информации.
12. Не оставляйте проверяющих без внимания и полного контроля. Записывайте на диктофон, бумагу все их действия, слова, абсолютно все. Помните: Осмотр помещений, осмотр ящиков, шкафов, личных вещей, изъятие чего бы то ни было, происходит только в присутствии двух понятых, не заинтересованных в исходе проверки. При этом милиция не вправе привести понятых с собой или назначить их из числа Ваших сотрудников. Этот пункт хронически нарушается.
13. Не отвечайте на вопросы, если не знаете ответа или не уверены, что ответ правильный и Вам он не повредит. Но и не молчите. Говорите что угодно, давайте уклончивые ответы и т. д.
14. Внимательно читайте все протоколы, акты и другие документы, смело записывайте туда все свои несогласия. Не отказывайтесь от подписи. Это не работает. Лучше записать в протоколы (и прочие документы) все то, с чем Вы не согласны и что, на Ваш взгляд, проверяющие делали неправильно.
15. Помните, что если строго следовать букве закона, то сотрудники органов имеют право проверять предприятие только в присутствии Генерального Директора (индивидуального предпринимателя) или другого лица, которому Генеральный Директор выписал доверенность на право представлять интересы предприятия на основании статьи 185 Гражданского кодекса Согласно статьям 2.4 и 25.3. КоАП РФ, согласно статье 40 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» единственным законным представителем юридического лица является Генеральный Директор (директор, исполнительный директор). В случае отсутствия законного представителя юрлица, проверка может быть проведена в присутствии двух представителей районной Администрации.
16. По результатам проверки проверяющие обязаны составить акт проверки, если были нарушения, то и протокол об административном правонарушении. Если они осматривали ваше помещение, столы, шкафы, личные вещи (ст. 27.7 КОАП) и т. д., то они обязаны были это делать в присутствии двух не заинтересованных понятых и по результатам осмотра обязаны составить протокол осмотра. Этот пункт также постоянно ими нарушается. Если они приняли решение изъять у вас какие-то документы и вещи, то также составляется протокол изъятия, с приложением подробной описи изъятых документов. Здесь сотрудники органов тоже постоянно делают ошибки. Необходимо помнить вот что – любая проверка, какими бы ни были ее результаты, – это всего лишь первый шаг, который еще не говорит ни о каких наказаниях. То есть здесь, на этом шаге не принимается решение о наказании. Это лишь констатация каких-то фактов с точки зрения проверяющих и не более.
НИ К КОЕМ СЛУЧАЕ:
- НЕ ПЫТАЙТЕСЬ «ДОГОВАРИВАТЬСЯ» С ПРОВЕРЯЮЩИМИ «ЗАКРЫТЬ НА ЧТО-ТО ГЛАЗА», ЕСЛИ НЕ УВЕРЕНЫ В ИСХОДЕ, ВО ИЗБЕЖАНИИ ПРОВОКАЦИИ «ДАЧИ ВЗЯТКИ ДОЛЖНОСТНОМУ ЛИЦУ».
- НЕ УКАЗЫВАЙТЕ ПРОВЕРЯЮЩИМ НА ДОПУСКАЕМЫЕ ИМИ НАРУШЕНИЯ. В ДАЛЬНЕЙШЕМ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНО В ВАШУ ПОЛЬЗУ.