Адвокат-представитель в правоохранительных органах

Запрос из полиции
В адрес организации поступил запрос от МВД о предоставлении информации и документов финансово-хозяйственной деятельности последней, в том числе: карточки счетов: 51, 60, 62, 76, 68, 68.01, 50, 70 или оборотно-сальдовые ведомости; анализ счетов 68, 68.01, 50, 51, 70 по месяцам за указанный период; договоры с поставщиками и покупателями товаров, услуг; деловую переписку (распорядительные письма), платежные поручения по ним; заверенные копии книг покупок, продаж; приказы о назначении на должность директора и главного бухгалтера; сведения о реализации и приобретении основных средств организации; первичные документы по кассе.
В обосновании данного запроса были указаны ссылки на п. 10 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

В данном случае незаконны не только действия по запросу документов о финансово-хозяйственной деятельности Общества, но и сам запрос, в силу следующего:
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются права проводить оперативно-розыскные мероприятия; использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие сведения о сотрудниках органов внутренних дел, ведомственной принадлежности их подразделений, организаций и служб, помещений и транспортных средств, и
обрабатывать сведения о сотрудниках органов внутренних дел, содержащиеся в государственных информационных системах и (или)
базах данных государственных органов и государственных внебюджетных фондов; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся оперативно-розыскные мероприятия, в частности наведение справок.

Между тем, «наведение справок» не предусматривает получение копий документов, а кроме того ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определен исчерпывающий перечень оснований для проведения оперативно-розыскной деятельности.

В запросе, направленном в адрес Общества, не было указано ни одного из оснований проведения оперативно-розыскной деятельности, которые предусмотрены ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
При этом, как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами - законность и обоснованность, где законность предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию. Обоснованность заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

Таким образом, направляя запрос в организации, сотрудники правоохранительных органов, во-первых, должны указать правовые нормы, предоставляющие им право запрашивать документацию; во-вторых, в качестве фактического обоснования, должны быть указаны номер и дата КУСП (книга учета сообщений о преступлениях). Эта информация свидетельствует о том, что правоохранительные органы действительно проводят проверку, а не запрашивают документацию, руководствуясь какими-либо иными мотивами; так же в запросе должно быть указано по каким фактам проводятся проверочные мероприятия. Данная информация позволяет оценить действительно ли деятельность коммерческой организации относится к предмету проверки; в тексте запроса должна содержаться информация о том, как запрашиваемая документация связана с предметом проверки.

Если указанное в тексте запроса отсутствует, а служебная необходимость получения документации не мотивирована, данный запрос, даже подписанный руководителем ОМВД, является незаконным и привлечение к ответственности "за неисполнение законных требований сотрудников полиции" повлечь не может.

Учитывая, что ст. 2 ФЗ «О полиции» и иные положения указанного закона не наделяют органы полиции правом произвольно проверять всю финансово-хозяйственную деятельность коммерческих организаций, а ФЗ № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предполагает реализацию прав и производство ОРМ только при наличии конкретных сведений, процессуальных материалов о фактах подготавливаемых или совершенных преступлениях, запрос о предоставлении информации и документов о финансово-хозяйственной деятельности организации не соответствует требованиям, установленным п.4 ч.1 ст.13 ФЗ «О полиции» в части его мотивированности.

Изложенное подтверждается решениями судов , имеющимися у адвоката
Консультация адвоката для юридических лиц и ИП
Оставьте заявку на получение консультации адвоката Руслана Александровича Кузнецова в Калининграде
Made on
Tilda